Слова Всевышнего:
« Как вы можете не веровать в Аллаhа, тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас? Потом Он умертвит вас, потом оживит, а потом вы будете возвращены к Нему».
(Коран Сура 2 Бакара, аят 28)
Аллаh свидетельствует о факте Его существования и что Он является Создателем и Дающим удел, что Он имеет полную власть над Его рабами.
Как вы можете не веровать в Аллаhа? – как вы отрицаете Его существование или поклоняетесь кому-то наряду с ним.
Тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас – т.е. вы были ничем, а Он вывел вас из ничего, как Он сказал об этом:
Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности. (Коран 52:35-36)
Также Аллаh сказал:
Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен? (Коран 76:1)
Аятов на эту тему множество.
Ибн Джарир передаёт от Ата, что ибн Аббас сказал: тогда как вы были мертвы, и Он оживил вас – т.е. вы были мертвыми в чреслах ваших отцов и вообще были ничем, пока Аллаh не сотворил вас. Затем он умертвит вас по настоящему, а затем воскресит из мёртвых.
Это подобно слову Всевышнего Аллаhа: Они скажут: «Господь наш! По Твоей воле дважды мы были мертвы, и дважды Ты оживил нас». (Коран 40:11)
Всевышний Аллаh сказал:
Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле,
а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. Ему известно о всякой вещи. (Коран 2:29)
После того, как Аллаh упомянул о доказательстве их создания, которое они могут наблюдать в самих себе, Аллаh приводит второе доказательство, которое они могут наблюдать в сотворении небес и земли.
Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле, а затем обратился к небу и сделал его семью небесами. – обратился то, есть намерился или направился. Здесь слово «аль-истава» означает намерение или направление, т.к. как использован предлог «иля» (к чему-то). Обратился – может иметь также значение - сотворил их.
А затем обратился к небу и сделал его семью небесами – может значить также, что Его знание охватывает все Его творения, как об этом сказано в другом аяте: Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил. (Коран 67:14)
Этот аят (2:29) детально разъяснён другим аятом из суры «Разъяснены»:
Скажи: «Неужели вы не веруете в Того, Кто создал землю за два дня, и равняете с Ним других? Он же – Господь миров. Он воздвиг над землей незыблемые горы, наделил ее благодатью и распределил на ней пропитание для страждущих (или для тех, кто спрашивает) за четыре полных дня. Потом Он обратился к небу, которое было дымом, и сказал ему и земле: “Придите по доброй воле или против воли”. Они сказали: “Мы придем по доброй воле”. Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил каждому небу его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками и оберегаем его (или для оберегания его). Таково предопределение Могущественного, Знающего». (Коран 41:9-12)
В рассматриваемом аяте содержится доказательство того, что Аллаh начал творение с земли, после завершения её творения Он сотворил семь небес. Такое можно наблюдать при строительстве здания, постройка начинается снизу вверх.
Об этом говорили комментаторы, о чём мы разъясним позже по воле Аллаhа. Что же касается слова Всевышнего Аллаhа: Вас ли труднее создать или небо? Он воздвиг его, поднял его своды и сделал его совершенным. Он сделал его ночью темным и вывел утреннюю зарю. После этого Он распростер землю, вывел из нее воду и пастбища и утвердил на ней горы на пользу вам и вашему скоту. (Коран 79:27-33) то в этом аяте союзом «и» воспроизведена последовательность сотворения не в действиях, а по порядку созданных вещей. Об этом сообщил ибн Аббас в повествовании ибн Абу Тальхи.
(Тафсир Ибн Касир)